Т
Талреп — винтовая стяжка, применяемая для натягивания стоячего такелажа.
Тендер — одномачтовое судно с косыми парусами, несущее кроме стакселя еще и кливер (иногда еще и третий парус — летучий кливер).
Теоретический чертеж — изображение формы корпуса, его наружной поверхности, в виде точного масштабного чертежа в трех проекциях.
Топ — верхний конец мачты, любого вертикального дерева.
Топенант — снасть бегучего такелажа, служащая для поддержания гика или реев.
Топтимберс — верхняя, бортовая часть шпангоута, составленного из отдельных деталей — футоксов.
Топштаг — штаг, идущий от топа мачты.
Траверз — направление, перпендикулярное борту судна.
Травить — понемногу выпускать снасть.
Транец — плоская кормовая (иногда и носовая) оконечность корпуса.
Трап — лестница на судне.
Трапеция — снасть, один конец которой закреплен вверху на мачте, а второй присоединяется к специальному поясу, надетому шкотовым матросом. Позволяет матросу вывешиваться за борт и тем самым увеличивать откренивающий момент.
Трос — любая веревка или стальной канат на судне.
Тузик — маленькая шлюпка, обычно размещаемая на палубе яхты.
У
Узел — 1. Единица скорости судна, равная одной миле в час (1,852 км/ч). — 2. Всякая связка, сделанная на снасти или вокруг какого-либо предмета; связка тросов между собой.
Уключина — металлическая поворотная скоба, в которую вставляется весло.
Утка — двурогая планка для крепления снастей бегучего такелажа или швартовов.
Ф
Фал — снасть бегучего такелажа для подъема парусов или реев.
Фалинь — трос, привязанный на носу или в корме лодки для швартовки.
Фаловый угол — верхний угол, за который фалом поднимают парус.
Фальшборт — доска, поставленная на ребро вдоль наружного края палубы и предохраняющая людей от соскальзывания за борт.
Фальшкиль — продольный защитный брус, закрепленный снаружи корпуса к килю и по днищу. На яхтах выполняется в виде металлической отливки и служит для обеспечения остойчивости.
Фальшшов — складка на парусе для упрочнения полотнища ткани.
Фарватер — проход для судов между мелями и другими опаностями.
Флаг — поднимаемое в соответствии с установленными правилами полотнище, обозначающее принадлежность судна государству, спортобществу, клубу и т.п.
Флор — днищевая деталь составного шпангоута, соединяющая его части при киле.
Флортимберс — нижняя, днищевая часть составного шпангоута.
Фок-мачта — передняя мачта на шхунах и парусниках с прямым вооружением.
Фордевинд — курс парусного судна относительно ветра, когда он дует прямо с кормы.
Форлюк — слюк в форпик.
Форпик — носовой отсек, отделенный от остальных помещений таранной переборкой.
Форштевень — наклонный (иногда криволинейный) брус, образующий носовую оконечность судна; на Ф. крепятся носовые концы поясьев наружной обшивки.
Футшток — шест для измерения глубины.
Х
Ходовой конец — тот конец, за который снасть выбирают.
Ш
Шаблон — лекало, выкройка той или иной детали, служащая для ее разметки и установки.
Швартовать — зачаливать судно к берегу или другому судну.
Швартов — конец, трос, используемый для швартовки.
Шверт — выдвижной киль.
Шверц — шверт, навешиваемый с борта.
Шкаторина — кромка паруса.
Шергень-линия — контрольная горизонтальная линия, наносящаяся при сборке шпангоутных рам и необходимая для сборки корпуса на стапеле.
Шквал — внезапный, сильный, но продолжающийся недолго порыв ветра.
Шкот — снасть бегучего такелажа, ввязываемая в шкотовый угол косого паруса для растягивания его по гику, а также снасть, при помощи которой устанавливают под нужным углом к ветру гик или реек вместе с парусом (либо стаксель).
Шкотовый угол — нижний задний угол паруса, за который закладывают шкот.
Шкрабать, шкрабить — отдирать с корпуса старую краску при помощи остро заточенного инструмента — шкрабки.
Шлаг — оборот снасти вокруг чего-нибудь.
Шлюп — одномачтовое парусное судно, оснащенное косыми парусами с одним стакселем.
Шпангоут — поперечная связь, ребро, деталь набора корпуса судна. При постройке малых судов зачастую производится предварительная сборка цельных шпангоутных рамок (из двух флортимберсов, флора, двух топтимберсов и бимса). Ш. теоретические — кривые линии на проекции «корпус» теоретического чертежа, получаемые при сечении поверхности корпуса вертикальными поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута.
Шпация — расстояние, промежуток между шпангоутами.
Шпигат — отверстие в комингсе, детали набора для стока воды.
Шпор — нижний конец мачты.
Шпринтов — реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.
Шпрюйт — снасть, разносящая нагрузку, например, от гика-щкота, на две точки.
Шпунт — выемка, паз в киле, форштевне для крепления досок обшивки.
Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая мачту спереди.
Штаг-карнак — штаг, соединяющий топы мачт при многомачтовом парусном вооружении.
Штевень — сокращенное название фор- и ахтерштевня.
Штерт — короткая тонкая снасточка.
Штиль — безветрие.
Штурвал — рулевое колесо.
Штуртрос — стальной гибкий трос, передающий вращение от штурвала на румпель или сектор на баллере руля.
Шхуна — многомачтовый парусник, несущий на всех мачтах косые паруса (кроме фок-мачты, на которой могут быть кроме косых и 2—3 верхних прямых паруса с реями).
Я
Якорь — приспособление для удержания судна на месте при его стоянке на свободной воде.
Ял — короткая и широкая, мореходная гребно-парусная корабельная шлюпка; по числу весел называются «двойками», «четверками» и «шестерками».
Ялик — небольшая шлюпка для перевозки людей через небольшие пространства, для сообщения крупной яхты с берегом.
вверх
|