Написать письмо тел.: +7 (4872) 34-57-56  
НТО АЛЬВИС г.Тула - производство капролона (полиамид-6 блочный, ПА 6) различных марок: втулка, блок, стержень, лист, колеса


Главная     О компании     Продукция     О капролоне     Марки капролона     Полезное    Цены     Контакты


   

  Главная <<  Продукция <<  Якоря <<


Основные судостроительные и морские термины


А-Д / Е-М / Н-С / Т-Я

 
  Н
  Набивать — натягивать снасть втугую, выбирать слабину.
  Набор судна — основа, скелет корпуса, состоящий из продольных и поперечных связей, придающих ему необходимую прочность и жесткость.
  Наветренная сторона — та сторона судна (причала и т.п.), которой оно обращено к ветру.
  Навигация — наука о вождении судна в море.
  Надстройка — закрытое помещение, выступающее выше палубы и простирающееся от борта до борта. Если между продольными стенками помещения и бортами остается проход, это — рубка.
  Непотопляемость — свойство судна оставаться на плаву в случае получения пробоины, заливания волной или опрокидывания.
  Нок — внешний, наружный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева.
  Нок-бензельный угол — сугол паруса, который крепится к ноку гафеля или рея.
  Нос — передняя часть судна.

  О
  Обводы — форма, наружные очертания корпуса судна, в первую очередь — его подводной части.
  Обмер — измерение размеров корпуса и парусного вооружения яхты с целью определить соответствие их правилам классификации и постройки данного класса.
  Обшивка — водонепроницаемая оболочка судна.
  Обух (обушок) — болт с кольцом.
  Оверштаг — поворот яхты, при котором она пересекает линию ветра носом.
  Огон — петля, заплетаемая на конце (или в середине) снасти.
  Оковки — разного рода металлические детали, закрепляемые на деревянном рангоуте для присоединения такелажа.
  Осадка — отстояние самой нижней точки судна от поверхности воды.
  Остойчивость — способность судна противостоять кренящим силам и после прекращения их действия возвращаться в прямое положение.
  Отдать снасть — снять ее со стопора, утки или кнехта и свободно отпустить.
  Оснастка — совокупность всех тросов стоячего и бегучего такелажа.
  Основная линия (ОЛ) — линия теоретического чертежа судна, проходящая через нижнюю точку киля параллельно плоскости ватерлинии. Обычно от ОЛ (или плоскости ОП) ведется отсчет координат деталей корпуса по высоте.
  Оттяжка — снасть, служащая для оттягивания в сторону, в определенном направлении, детали рангоута или паруса (напр., на «Оптимисте» — оттяжка гика).

  П
  Паз — продольное соединение поясьев обшивки, щель между досками обшивки или палубы.
  Пайол — настил из плотно подогнанных деревянных щитов, закрывающий трюм.
  Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые крепят швартовы.
  Палуба — закрытие корпуса сверху, герметичный настил.
  Переборка — вертикальная перегородка на судне, разделяющая внутренние помещения на отсеки или каюты.
  Перо руля — плоская рабочая часть руля.
  Пиллерс — вертикальная стойка, поддерживающая бимс.
  Плавник — пластина, закрепляемая на днище, служащая для повышения устойчивости на курсе. П. называется и киль яхты, если он делается в виде отдельной крыловидной детали, закрепляемой к корпусу.
  Плаз — ровная площадка (пол, щит), на которой вычерчивается в натуральную величину теоретический чертеж корпуса и очертания его отдельных деталей. Существует также парусный П., на котором размечают и сметывают паруса.
  Планширь — доска или брус, накрывающий свободную кромку борта беспалубной лодки или верхнюю кромку фальшборта.
  Погибь бимсов — поперечный изгиб, кривизна, покатость палубы.
  Погон — металлический прут, рельс, по которому блок какой-либо снасти (например, гика-шкота) свободно переходит из одного положения в другое, с борта на борт.
  Подветренная сторона — сторона, противоположная наветренной, защищенная от ветра.
  Подволок — потолок, внутренняя поверхность палубного настила, крыши рубки.
  Подзор — кормовой свес, нависающая над водой кормовая часть судна.
  Подлегарс — продольная связь набора корпуса шлюпки, проходящая по бортам, на которую опираются банки.
  Подуключина — гнездо для уключины.
  Полуширота — проекция теоретического чертежа корпуса судна — вид сверху на правую половину корпуса.
  Потравить — немного ослабить натяжение снасти.
  Пояс (поясья) — доска обшивки, простирающаяся от носа до кормы судна (может быть составным по длине).
  Привальный брус — мощный деревянный брус, закрепленный по борту снаружи для защиты корпуса от повреждений. На малых судах П.Б. называют также внутренний брус, соединяющий верхние концы всех шпангоутов и расположенный внутри корпуса.
  Привести судно к ветру — взять курс ближе к линии ветра, круче.
  Причертить — подогнать какую-либо деталь корпуса или оборудования точно по обводу корпуса.
  Проа — двухкорпусное судно, состоящее из основного корпуса и аутригера — поплавка меньшего объема, закрепляемого на поперечных балках с одного из бортов основного корпуса.
  Протест — форма заявления в судейскую коллегию парусных соревнований на неправильные действия соперника, противоречащие правилам гонок.
  Прядь — составная часть троса, свитая из нескольких каболок.
  Пузо — выпуклость паруса, благоприятно влияющая на величину движущей силы.
  Пяртнерс — отверстие в палубе, банке, для прохода мачты.
  Пятка — внутренний, обращенный к мачте конец гика, гафеля; нижний конец баллера руля.

  Р
  Разбивка — вычерчивание теоретического чертежа на плазе в натуральную величину.
  Развал борта — наклон верхней части бортов в наружную (от ДП) сторону.
  Рангоут — общее название всех мачт, реев и пр. дерев на судне, служащих для постановки парусов.
  Распашное весло — весло без утолщения (валька) для гребли одной рукой.
  Реек — рангоутное древко для растягивания по нему шкаторины паруса, если он не снабжен гиком или гафелем.
  Релинг — жесткое ограждение палубы в носу и корме, сделанное из труб.
  Рея (рей) — рангоутное дерево, подвешиваемое за середину к мачте для растягивания по нему шкаторины прямого паруса.
  Рифы взять — уменьшить площадь паруса при усилении ветра. Нижнюю часть паруса скатывают и подвязывают к гику короткими завязками — риф-штертам и или пришнуровывают риф-сезнем. На малых яхтах применяют различные патент-рифы — устройства для наворачивания паруса на гик.
  Рулевой — член экипажа, находящийся на вахте у штурвала, на румпеле. Яхтсмены, сдавшие экзамены по специальной программе и имеющие определенный стаж плавания под парусами, получают дипломы рулевого 2-го и 1-го класса, дающие право на самостоятельное управление яхтами с парусностью соответственно до 30 и до 60 м2 с ограничением района плавания.
  Румпель — рычаг, при помощи которого поворачивают перо руля.
  Рундук — ящик с верхней крышкой, служащий для хранения личных вещей или снабжения на судне.
  Рыбина — 1. Деревянные щиты из реек либо отдельные доски, которые укладываются на дно шлюпки для предохранения обшивки.— 2. Линия теоретического чертежа, называемая также диагональю.
  Рым — металлическое кольцо, продетое в обух.
  Рыскать — временно и незначительно уклоняться от курса из-за плохого управления, под действием ударов волн, вследствие рыскливости самого судна — плохой устойчивости на курсе.

  С
  Сегарс — скользящие по мачте кольца, к которым привязывается передняя шкаторина косого паруса.
  Седловатость — продольная кривизна палубы (линии борта), поднимающейся вверх в носу и (меньше) в корме.
  Серп — выпуклая часть шкаторины паруса.
  Скула — выпуклая часть корпуса в месте перехода днища в борт; район перехода (в плане) средней части к оконечностям.
  Слаблинь — тросик, которым парус пришнуровывают к мачте, гику или рейку.
  Слань — см. пайол.
  Слип — наклонная площадка для спуска судов на воду; иногда снабжается рельсами и тележками.
  Спинакер — большой, напоминающий парашют, выпуклый парус, который ставится только на попутных курсах.
  Сорлинь — тросик для подъема подъемной части пера руля или крепления его к корпусу судна (для страховки).
  Стаксель — косой треугольный парус, ставящийся перед мачтой.
  Старнкница — мощная кница, соединяющая киль с ахтерштевнем (транцем).
  Стапель — основание, на котором осуществляется сборка корпуса судна.
  Степс — гнездо на киле, в которое мачта вставляется своим нижним концом — шпором.
  Стоячий такелаж — совокупность тросов, которые раскрепляют мачты в нужном положении.
  Стрингер — продольный брус, деталь набора корпуса, проходящая по днищу и бортам. По скуле ставится скуловой С.



вверх











































































































































Рейтинг@Mail.ru




Copyright © c 2006   ООО НТО "Альвис". Все права защищены.            
                                         
Оформление сайта:
Старкова М.